Константин Великоросс

Автопортрет Константина Васильева

Биография творца

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в подчинённом Третьему Райху городе Майкопе в семье инженера Алексея Алексеевича и младшей на 20 лет жены Клавдии Парменовны. В семье, помимо будущего художника, были ещё двое дочерей. Также стоит заметить что Васильевы состояли в родстве с Шишкиным. 

После Второй Мировой войны семья переселилась в Васильево — живописный поселок в 30 км от Казани. Много из здешних видов Константин рисовал на своих полотнах. 

Отец Васильева, заядлый охотник и рыбак, полюбил край у Волги и решил тут с семьёй и обжиться. Наверное, именно от него сыну и передалась любовь к природе, так искусно проявляемая на полотнах. 

Костя в детстве не любил проводить время со сверстниками и не увлекался детскими шумными играми. Вместо этого он изучал с матерью историю живописи, литературу и предпочитал тихую рыбалку с отцом. Любил изображать обстановку вокруг, ловко копировал шедевры живописи других авторов. Восхищался творчеством Виктора Васнецова. 

Образование

У будущего маэстро живописи появилась возможность уехать из отчего дома для обучения делу всей его жизни: в газете опубликовали объявление о наборе учеников в художественную школу-интернат при институте имени Сурикова. Константин сдал экзамены на пятерки и в 12 лет переехал в Москву. 

Юный художник любил проводить свободное время в Третьяковке, где увидел впервые в жизни «Богатырей», поразивших его ещё в раннем детстве. Детально изучал картины, искал в произведениях исскуства части своего стиля, формировал свою форму творческого самовыражения. В 15 лет написал автопортрет, который выглядел отнюдь не как учебная работа, а как творчество зрелого художника. Спустя 2 года Константину пришлось вернуться домой, причины тому разнятся – от смерти отца до увлечения подростка весьма загадочными абстракционизмом и сюрреализмом, которые даже в советском союзе были не в почёте… В его работах того периода ощущалось заметное влияние творчества Сальвадора Дали и Василия Кандинского. Из за увлечений новыми направлениями в искусстве Константину учеба была в тягость.

В 1961 году Константин Васильев всё же получил диплом с отличием по специальности «театральный декоратор».

Великие произведения

Forest — Райх Эйнхериев

Константин Васильев с детства сохранил любовь к русской природе, народному эпосу, сказкам, былинам, преданиям, его интересовали древнегерманские мифы, исландские саги, в долгих поисках своего стиля увлекался сюрреализмом. Васильев также очень любил классическую музыку — слушал Дмитрия Шостаковича, Петра Чайковского. Особенно вдохновлял художника цикл опер композитора Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунгов». Со временем Константина Васильева перестал интересовать сюрреализм и он вернулся к реалистичной манере творчества.

«Валькирия над сраженным воином»
«Вотан»

«Единственное, чем интересен сюрреализм это чисто внешней эффектностью, возможностью открыто выражать в легкой форме сиюминутные стремления и мысли, но отнюдь не глубинные чувства.»           — Константин Васильев

«Северный орел». 1974

В конце 70-х годов Константин написал работу «Северный орел», которая изменила стиль живописца. У произведения очень интересная история. Однажды друг художника рассказал ему о том, что видел в лесу большого орла, сидящего на поваленом дереве. Друг детально описал светлый пронзительный взгляд птицы, когда заметила человека.

«Когда Васильев снял с полотна покрывало, в комнате возцарилась необычная тишина. Друзья предполагали увидеть какую угодно птицу, но… мужика с топором никак не ожидали. …Зрителя буквально сверлил орлиный взгляд мужественного человека, властелина тайги, одухотворяемого природой и одухотворяющего первобытную стихию леса своим трудом, мужеством и волей. Картина радовала сияющим тоном, поражала сложностью тончайшей игры света в бесконечном узоре инея, заснеженой хвои, веток, стволов» — Анатолий Доронин, из книги «Константин Васильев. Жизнь замечательных людей».

«Огненный меч». 1974
«Русский витязь». 1974
«Северная легенда». 1970
«Русалка». 1968
«Заклинание огня. Вотан и Брунгильда». 1969

Работы Васильева отнесли к новому для него направлению — символическому реализму. в начале 70-х создал серию работ «Русь былинная», иллюстрировал «Слово о полку Игореве», оперы Вагнера.

«Парад на красной площади 7 ноября 1941 года». 1974

Тему батализма продолжал в серии картин, посвященных Второй мировой войне. Работа «Парад 41-го» поражает необычным ракурсом, с акцентом на памятнике Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Что интересно, Константин Васильев не уделял внимания псевдопатриотизму с точки зрения коммунистической партии, не изображал на своих полотнах труд рабочих в колхозах и на заводах, как это делали большинство художников в то время. Он возрождал дух Великой Руси тогда, когда казалось что он умер под силой диктатуры коммунистов. 

Художник неспроста выбрал на картине «Парад 41-го» ракурс именно с памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Он изобразил осуждающий, и даже печальный взгляд предков, которые будто застыли в каменной глыбе на Красной площади, смотрят сквозь время на сыновей земли нашей — и это предзнаменование великого поражения, который Советский союз назовет «победой».

«Ожидание»

Один из любимых образов Васильева — свеча. Этот образ появлялся на картинах «Ожидание» и «Человек с филином». Художник часто подписывал свои работы именем «Константин Великоросс».

Жизненный путь великого художника оборвался неожиданно — в 1971 году на железнодорожном переезде Васильева и его друга сбил поезд. Константина похоронили в поселке Васильево, в березовой роще, где он любил гулять при жизни. Слава и признание к художнику пришли после смерти в 80-х годах.

«Звездное небо». 1970